Валаам...
овеянный
легендами
остров,
место
вдохновения
знаменитых
художников,
священный "северный
Афон".
Абсолютно
неожиданно,
но Валаам
оказался
главным
разочарованием
нашей
поездки.
Почему?
Попытаюсь
рассказать.
Как и в
случае с
Кижами,
многие
рассказывали
о главных
препятствиях,
поджидающих
простодушного
дикого
туриста на
пути к
Валааму:
отсутствие
мест для
таковых на
отходящих
на остров
кораблях в
лучшем
случае и
полное
отсутствие
таких
теплоходов
в худшем.
Весьма
напуганные,
мы
предварительно
несколько
раз
созвонились
с капитаном
рекомендованного
плавсредства
- катера "Стриж". Данная
птица под
управлением
бравого
капитана
Анатолия
ориентирована
на доставку
туристов, не
имевших
счастья
оказаться в
организованных
экскурсионных
группах... В
славном
городе
Сортавала,
откуда и
начинается
обычный
водный путь
к Валааму мы по
договоренности
должны были
оказаться в
девять утра...
От нашей
базы под
Петрозаводском
до
Сортавалы
по карте
выходило
весьма
внушительное
расстояние,
причем
обозначенная
дорога
подчинялась
девизу "семи
загибов на
версту".
Однако
рассказы о
чудесной новой
автостраде
между этими
городами,
еще не
нанесенной
на карту,
притупили
бдительность
и я посчитал,
что какие-то
200
километров
смогу
проехать за
два с
половиной
часа. ну за
три с
запасом.
Выехали
ранним
утречком в
надежде
через какое-то
время
увидеть
обещанный
автобан, на
котором
можно ехать
под 140
километров
в час. Увы
надежды
остались
несбыточными
- на
практике
практически
весь путь не
отличался
от
обозначенного
на карте с
узкой
петляющей
двуполостной
дорогой.
Красиво,
живописно,
приятно - но
ехать более
80 -
самоубийственно.
Да новый
скоростной
участок был
- спрямление
между
Коринойа и
Ляскеля :-) но
это увы,
слабо
повлияло на
среднюю
скорость
передвижения.
Приближаясь
к Сортавале
мы четко
начали
осознавать
непоправимое:
опоздали!
Стрелка
часов
приближалась
к
назначенному
времени "Ч",
а Сортавалы
еще не было
видно даже
на
горизонте. В
итоге к
причалу мы
подъехали в
9.30,
разумеется
"Стриж"
улетел. В
расстроенных
чувствах и
без особой
надежды я
подошел к
стоявшим у
причала
теплоходам.
Оказалось,
что зря мы
так мчались
и так
волновались:
билеты
продаются
абсолютно
без проблем...
Теплоход
должен был
отойти
ровно в
десять,
однако
стоял у
причала
чуть ли не
до
одиннадцати
- толп
экскурсий
на Валаам не
наблюдалось,
кроме одной
школьной
группы,
места
постепенно
заполняли
такие же
дикие
туристы как
и мы.
Ну вот
наконец и
отплытие. По
началу
места на
открытой
палубе
понравились
больше, чем
закупоренные
со всех
сторон
самолетные
кресла "Кометы",
отправляющийся
к Кижам. Но
ветер, качка
и черепашья
скорость
передвижения
в конце
концов
изменили
мнение на
противоположенное.
Другими
словами :было
холодно,
кружилась
голова и
плыли ну о-о-чень
долго.
Валаам
постепенно
появлялся
на
горизонте -
сначала
неясный
треугольный
силуэт то ли
башни то ли
колокольни,
затем
предстал
как
маленький
островок с
куполами
церквей
среди
безбрежной
Ладоги,
постепенно
приближаясь
и
увеличиваясь
в размерах.
Вот и
монастырская
бухта с
встречающим
паломников
Никольским
скитом.
Монастырь
на
приграничном
острове был
основан
действительно
в
незапамятные
времена - то
ли в 10, то ли в 12
веках, но о
более-менее
реальные
исторические
свидетельства
относятся к
14 веку.
Уникальный
природный
комплекс, в
отличие от
традиционных
монастырей -
крепостей
был
практически
не
защищенным,
разве что
водами
Ладожского
озера.
Поэтому
монастырю
досталась
непростая
судьба -
неоднократно
он
переходил
из рук в
руки в
приграничном
соперничестве
средневековой
Руси и
Балтийских
государств.
Интересно
также, что
своим
очередным
возрождением
монастырь
обязан
Петру
Первому:
царю
который
обычно
отнюдь не
благоволил
к церкви.
Рассвет
обители
пришелся на
19 век, когда и
сооружены
большинство
построек на
острове.
Автор
большинства
- архитектор
Горностаев,
известный
также как
создатель
православного
собора в
Хельсинки. В
двадцатом
веке
традиция
перехода
монастыря
от одного
государства
к другому
продолжилась
-
относительно
благополучное
существование
под властью
Финляндии
сменилось
советской
разрухой ,
отдельными
попытками
реставрации
и
многообещающим
возвращением
монастырских
построек
православной
церкви.
Сойдя с
теплохода
мы испытали
странное
ощущение
крайней
неухожености
местности
вокруг. Это
парадная
сторона,
куда
прибывают
туристы, а
вокруг:
лесопилки,
цистерны,
грузовики...
Какая-то
хозяйственная
деятельность
самого
примитивного
уровня, так
нелепо
выглядящая
здесь.
Поднявшись
по лестнице,
попадаешь к
центральной
усадьбе
монастыря с
величественным
Спасо-Преображенским
собором. Это
самая
ухоженная
часть
острова с
цветочными
клумбами и
аккуратными
кустиками,
но и самая
многолюдная.
Кажется что
все
экскурсии
стянулись
только сюда
и здесь же и
остались до
самого
отплытия.
Пытаясь
оптимально
израсходовать
весьма
малое
количество
времени до
отплытия
назад
направляемся
сначала к
Игуменскому
кладбищу.
Опять -
сараюшки,
заборы,
трактора...
Аллея
проходит
мимо
кладбища и
превращается
в обычную
лесную
тропу. Лес и
лес, вполне
обычный - но
хочется
каких-то
уникальных
видов
Валаама, а
здесь их
особо нет.
Поэтому
возвращаемся
назад и идем
по
направлению
к Скитскому
острову.
Постепенно
осознаешь
совсем
неприятную
вещь - по
Валааму вот
так просто
гулять
невозможно.
Все дело в
непрекращающимся
движении
машин по
лесным
дорогам.
Приходится
ежеминутно
прижиматься
к краю и
пропускать
очередной
трактор, а
затем ждать
пока осядет
пыль и
исчезнет
запах
выхлопных
газов.
Увы и увы:
Валаам
загажен
бестолковой
хозяйственной
(а скорее
бесхозяйственной)
деятельностью.
Ощущения
заповедной
красоты
совсем нет.
Передача
церкви
монастырских
построек
пока мало
чем помогла.
Для
туристов
здесь
практически
никакой
инфраструктуры
нет, и это
при таком
потоке
паломников.
Возможно,
что будь у
нас больше
времени мы
бы нашли
более
живописные
и
нетронутые
места близ
удаленных
скитов
Весьма
разочарованные,
через
некоторое
время мы
направились
назад в
Сортавалу.
|
Никольский
скит
Уголок
нетронутой
природы
Один
из
валаамских
каналов
Часовня
у
монастырской
бухты Преображенская
надвратная
церковь Спасо-Преображенский
собор Вид
на Спасо-Преображенский
собор Арка
перед
Владимирским
мостом Владимирская
часовня Игуменское
кладбище Цветы
из леса на
Валааме |